ПЕРВОИСТОЧНИК БАРОККО. ЦЕРКОВЬ ИЛЬ ДЖЕЗУ.

НЕВЕРОЯТНОЕ СОЧЕТАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ, СКУЛЬПТУРЫ И ЖИВОПИСИ.



В Риме в огромное количество невероятно роскошных церквей. Некоторые из них представляют собой результат работы тысяч людей трудившихся сотни лет - союз щедрого на красоту духа католичества и гения искусных мастеров. И все это практически одномоментно обрушивается на внимательного посетителя. Едва ли хватит места в голове чтобы вместить все эти впечатления.
Церковь Иль Джезу (Chiesa del Gesù, церковь Пресвятого Имени Иисуса) занимает особое место в истории архитектуры. Это поворотный пункт в переходе между архитектурой Возрождения и Барокко. Эскизы фасада к этой церкви начал разрабатывать Микеланджело, в последствии участие в строительстве принимал его ученик Джакомо Бароцци да Виньола, а окончательный вид Иль Джезу придал Джакомо делла Порта. Фасад и внутреннее пространство церкви организованы по совершенно новым принципам, чем те что применялись до этого ранее.
Фасад производит впечатление безупречной гармоничной естественности. Идея в том что он как бы представляет собой гигантский портал, приглашающий прохожего войти внутрь здания. В композиции фасада прослеживаются принципы контрапоста, столь любимого Микеланджело, и полифонии. Привычные архитектурные детали организованы совершенно по новому. Впечатление дополняют огромные волюты по краям фасада.
Во внутреннем пространстве доминирует центральный неф. Нет никаких преград между входом, нефом и алтарем. Посетитель войдя в здание сразу попадает внутрь церкви и предстает перед алтарем. Капеллы по бокам значительно ниже по высоте, отделены балюстрадами и выражают камерный характер. Строительство церкви началось в 1568г. под руководством Джакомо Бароцци да Виньолы и завершено в 1580 г. Джакомо делла Порта. Церковь на столетия вперед стала образцом для подражания католической архитектуры.
Работы по внутренней отделке продолжались до середины XIХ века, когда был декорирован главный алтарь. Среди прочего великолепия убранства интерьера, более всего, поражает оформление потолка центрального нефа - композиция Триумф Имени Иисуса. Перспективная глубина и иллюзионистическое сочетание архитектуры, скульптуры и живописи в одном сюжете. Немыслимое переплетение лепнины, фресок, скульптурных и живописных фигур. Декоративное исполнение чрезвычайно деликатно. Воздушные облака спускаются с небесного свода и выходят за границы лепного позолоченного обрамления, отбрасывая на него тень. Границы облаков полупрозрачны, что достигается революционным для своего времени приемом оптического смешения точек различных цветов и и позолоты. Невидимые невооруженным глазом, эти точки можно разглядеть лишь при очень большом увеличении в мощный бинокль или телеобъектив зеркального фотоаппарата. Но даже при этом увеличении не угасает совершенно невообразимый эффект - живописные облака и фигуры будучи реально плоскими и иллюзорно объемными заслоняют собой, и отбрасывают тень на реально объемные лепные обрамления и скульптуры, которые иллюзорно отодвигаются на задний план. И какой либо реальной границы или края между этими "невозможными" наслоениями не заметно.
Потолок был расписан в 1672-1685гг. Автор живописных фресок Джованни Баттиста Gaulli по прозвищу Baciccio. Автор потолочной лепнины, декора и скульптур - Эрколе Антонио Raggi, помощник и ученик Джованни Лоренцо Бернини. В последнее время Бернини приписывают разработку общей потолочной композиции Триумфа Святого Имени Иисуса.
Еще один мастер иллюзий Андреа Поццо, прославившийся своими живописными перспективными куполами в 1696-1700 гг. оформил при помощи более чем ста художников алтарь-усыпальницу Святого Игнатия Лойолы в левом трансепте (фото 26-27). Алтарь поражает роскошью декоративного убранства из лазурита, полудрагоценных камней и множества видов цветного мрамора. В 17-30 ежедневно живописное полотно в центре алтаря опускается вниз и перед зрителем открывается богато украшенная ниша с скульптурами из серебра. Это копии оригинальных скульптур, отданных на переплавку в качестве уплаты контрибуции Наполеону.



НАВЕРХ