Дворец Сан-Суси.

Летняя резиденция Фридриха Великого. Жемчужина стиля рококо.



Сан-Суси́ (от фр. sans souci — без забот) - наиболее известный дворец Фридриха Великого. Большой дворцово-парковый комплекс Сан-Суси находится в Потсдаме в 20 км на юго-западе от Берлина. Дворец был построен по эскизам самого короля архитектором Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом в 1745—1747 гг. Вначале, вдохновившись видами с местного холма Фридрих, решил разбить на нем виноградник. Благодаря особой параболической форме выгнутых террас на них могли произрастать виноградные лозы из южных регионов Европы. Место, судя по всему, настолько полюбилось королю что вскоре на самой верхней террасе Фридрих распорядился устроить для себя склеп. Новая идиллическая Аркадия в которой он хотел обрести покой. На эскизном наброске, сделанным королем в 1744 г. и сейчас можно узнать общий план дворца, террас перед ним, и эффектные радиальной формы лестницы. При его живейшем интересе к строительству к 1747 г. дворец был уже возведен. Фридрих вселился в него, несмотря на то что далеко не все интерьеры были готовы.

Пожалуй , это первый дворец в котором виноградные террасы играют такую значительную роль в архитектурной композиции. Частная резиденция отражающая воззрения короля-философа на жизнь и смерть. В отличие от Версаля - это своеобразное камерное барокко, без излишнего пафоса. Барокко сочетающее в себе и театральность и естественность.
Эта двойственность присутствует в оформлении фасада дворца. Парадный двор (курдонер), по типу Версальского дворца, обращенный наружу, оформлен коринфскими колоннами и пилястрами, что придает ему лаконичный и классический вид. А со стороны парка дворец предстает совсем в другом обличии. Тут нет места строгости колонн. Их вытеснили прочь "подвыпившие" атланты и кариатиды - смеющаяся раскрепощенная толпа вакхантов и вакханок, спутников бога виноделия.
Со стороны парадного входа гости попадают в дворец через вестибюль, в котором как и на фасаде, также присутствует двойственность классической строгости и щедрого на эмоции барокко. Стройный ритм сдвоенных коринфских колонн и пилястр с позолоченными капителями и базами нарушается энергичным затейливым рокайлем и лепной виноградной лозой на дверях и десюдепортах с барельефными сюжетами на тему победного шествия Вакха в окружении пьяных селенов и нимф.
Классический гладкотянутый карниз с модульонами, который поддерживают колонны, имеет уже характерные для барокко радиальные углы. И на него опирается совершенно барочная падуга со свитками и раковинами расположенными на одной оси с колоннами, подчеркивая тем самым превращение классических строгих форм в разбивающие все шаблоны формы барокко. Из окон вестибюля выходящих на парадный двор открывается вид на искусственно созданные, напоминающие античные, руины, образующие с природным пейзажем живописную декорацию.
В мраморном овальном зале заметно влияние итальянского барокко. Купол с перспективно уменьшающейся кессонной сеткой завершается "окулусом" - световым фонарем. На карнизе располагаются скульптурные группы - женские группы аллегории архитектуры, музыки, скульптуры и астрономии в окружении путти.
Концертный зал - один из самых красивых интерьеров дворца. Это наиболее выразительный образец фридриховского рококо. Характерным признак сложившегося под влиянием короля и его придворного архитектора стиля я бы назвал активное использование в декоративном убранстве интерьера решеток и сеток наряду с распространенным в этом стиле рокайлем. Сетки и решетки встречаются в том или ином виде во многих интерьерах Сан-Суси, Нового дворца, дворца Шарлотенбург и др. Концертный зал оформлен в виде увитой виноградной лозой беседки, состоящей из причудливой решетки перспективно сужающейся к центру потолка, в центре которого находится поддерживающая эту решетку паутина. Потолочный декор оживляется динамичными сценами резвящимися путти, которые ловят друг друга сетями, псовой охоты на зайцев, причудливых птиц поддерживающих цветочные гирлянды. Рокайль в самых многообразных формах переплетается с решетками и сетками. Еще одна характерная особенность фридриховского барокко - это присутствие в ассиметричном и рокайле "свисающих вниз" элементов. Сам по себе рокайль по своему смыслу зрительно скрывает и по крайней мере не выражает силу тяготения. Он не имеет четкой направленности "верх низ", композиционно выстраивается по кривым, дугам, спиралям. Во фридриховском рококо в рокайль часто намеренно вводятся "свисающие вниз" элементы, которые можно идентифицировать как растительные и которые только подчеркивают контраст форм зависимых от силы тяготения и форм развивающихся по другим законам.

В концертном зале в лучших традициях рококо расставлены огромные зеркала, которые многократно отражают интерьер под разными углами, отражают свет от окон и бесконечно переотражаются друг в друге. В рокайльных обрамлениях картины Антуана Пена на сюжеты из "Метаморфоз" Овидия.
Выразительный позолоченный декор рокайля решеток, сеток, вьющихся растений в сочетании с зеркалами и картинами на общем светлом фоне создает неповторимую запоминающуюся атмосферу концертного зала. Еще одно удивительное помещение во дворце - библиотека. Круглое в плане помещение соединенное с кабинетом-спальней небольшим коридором. На интимность помещения указывает и дверь изнутри библиотеки замаскированная под шкаф. Облицовка стен выполнена из дорогостоящего кедра с позолоченным орнаментом из бронзы. Потолочная лепнина состоит из рокайлей с сетками, а в центре находится позолоченное солнце. Смысл символа иной чем при дворе Людовика XIV, "короля -солнце", и несет в себе не идею абсолютизации власти, а идеи Просвещения. Библиотека - уютный мир короля-философа, в который никто кроме него не мог входить.
Малая галерея - узкое помещение соединяющее вестибюль с жилыми комнатами Фридриха. Необычно и оригинально решена композиция потолка - живописные плафоны обрамлены позолоченной лепниной волнообразных форм, на которых динамично переливается многократно отраженный золотистый свет. Из гостевых комнат, отделанных значительно скромнее королевских покоев, выделяется вольтеровская или "цветочная комната. На фоне желтых стеновых панелей с рокайлем выделяются натуралистично исполненные и расписанные резные фрукты, цветы и экзотические животные. Потолочный декор также состоит из цветочных гирлянд. Дополнительную натуралистичность помимо многоцветной росписи декору придают кованные стебли и листья. Первоначально рокайль на стеновых панелях был посеребренный, что также является характерным признаком фридриховского рококо.



НАВЕРХ