Особняк А.Ф. Кельха, располагающийся на ул. Чайковского (бывш. Сергиевской) дом 28, находится в той части городского центра, где
сконцентрировано много особняков построенных для аристократических и деловых кругов петербургской элиты.
В сложившейся за XVIII-XIX в
ека на ближайших к левому берегу Невы застройке улиц выделяются (особняки) фасады, радующие глаз изысканной отделкой.
Стремление архитектора выразить тот или ин
ой ушедший и ставший историческим стиль, часто имеющий локальные признаки — флорентийского возрождения или французского рококо — оживило и обогатило облик Петербурга.
На смену наскучившим уже ордерным однообразием классицизму и ампиру приходят историзм и романтизм в архитектуре. Свобода, сложность и разнообразие архитектурных форм сочетается со стилистической точностью воспроизводимых исторических стилей.
Особняк Кельха является ярким представителем этого романтического направления в архитектуре.
Дом с фасадом в стиле барокко, принадлежавший некогда греческому консулу, в конце XIX века значительно перестраивается для новых владельцев из кругов крупных золотопромышленников молодыми и талантливыми архитекторами В.И. Чагиным и В.И. Шене, а завершается в начале XX века и К.К. Шмидтом, который и придал зданию окончательный вид.
Возможно благодаря родственным связям Карла Шмидта с Фаберже чета Кельхов могла позволить себе реплики императорских пасхальных яиц у известного ювелира. В России кроме них и, разумеется, самого царя, пасхальные яйца у известного ювелира имел возможность заказывать только нефтяной магнат Людвиг Нобель.
Выходящий на улицу фасад здания выдержан в стиле французского возрождения. Облицовка выполнена из натурально камня — в цоколе розоватого, а в верхних этажах желтого песчаника. Первый этаж оформлен рустом, второй — пилястрами ионического ордера между окон арочного типа. Второй этаж выделятся центральным эркером который симметрично дополняли боковые правый и левый эркеры. Правый эркер был разрушен во время Второй мировой войны и не был впоследствии восстановлен. Богато украшенный декором центральный эркер имеет развернутые боковые грани. Фронтон над эркером развитой сложной формы образует композиционное единство с аттиком, по обеим сторонам которого выстроена балюстрада, и который в свою очередь увенчан своеобразным портиком со скульптурой в нише. Высокая шатровая пирамидальная кровля с мелким чешуйчатым рисунком завершает композицию лицевого фасада.
Декоративное оформление интерьеров особняка детально проработано и исполнено в исключительно сложной технике. Все элементы, — камины, резные панели, живописные вставки, витражи, — тщательно проработаны и выдержаны в контексте своего стиля. Из их совокупности складывается удивительно правдоподобная историческая атмосфера нескольких эпох.
Парадная лестница и Вестибюль.
Потолок парадной лестницы оформлен живописными арабесками и гипсовой лепниной в ренессансном стиле. По изящной мраморной лестнице с грифонами посетитель попадает в роскошный вестибюль, украшенный скульптурами — копиями работ Кановы — «Пробуждение» и «Венера Италийская». Обратив взор вверх он увидит световой фонарь выполненный в виде витража в той же ренессансной манере. Переход из вестибюля в парадные залы выполнен в в виде ренессансной аркады с арабесками.
Белый зал.
Дизайн интерьера этого роскошного зала выдержан в стиле барокко. Пилястры, обрамления дверей, и вся нижняя часть стены выполнены из мрамора. Стеновые панели декорированы лепниной из гипса в виде композиций, характерных для французского барокко.
Особую неповторимость интерьеру придает великолепный камин светло-серого итальянского мрамора, выполненный по эскизу Марии Львовны Диллон (1858–1932) в 1899 г. в итальянских камнерезных мастерских.
Мария Диллон — первая женщина в России, окончившая Академию художеств по классу скульптуры. Наибольшую известность и славу ей принес памятник В. Ф. Комиссаржевской (находящийся в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры), созданный в 1915 году и признанный одним из самых заметных явлений в художественной жизни России того периода. Камин Белого зала – более раннее произведение М. Л. Диллон, но не менее интересное. Сложный многофигурный барельеф камина «Пробуждение весны» — воплощает нежные чувства и счастливые моменты любви… Свидетельство выдающегося таланта скульптора-женщины.
Столовая.
Реминисценция в готическом стиле. Стеновые панели, мебель, обрамление проемов и потолок выполнены из орехового дерева. Готические альковы стен, большой камин декорированы тончайшей работы резьбой с характерными для этого стиля скульптурами. Узкие окна украшают витражи с цветным стеклом, проходя через которые свет наполняет помещение сказочной атмосферой. Можно представить какое чудесное впечатление оказывало это помещение на посетителей, когда в его стенах начинал звучать орган, скрытый за антресолями.
Читать также
Полезные ссылки: