Close

Москва

Новослободская ул., д.62 к.16

лого

Особняк А.Ф. Кельха. Лепнина, скульптура, резной декор, алфрейная живопись, витражи, камины.

Особняк А.Ф. Кельха. Лепнина, скульптура, резной декор, алфрейная живопись, витражи, камины.

Особняк А.Ф. Кельха, располагающийся на ул. Чайковского (бывш. Сергиевской) дом 28, находится в той части городского центра, где 

сконцентрировано много особняков построенных для аристократических и деловых кругов петербургской элиты.

В сложившейся за XVIII-XIX в

ека на ближайших к левому берегу Невы застройке улиц выделяются (особняки) фасады, радующие глаз изысканной отделкой.

Стремление архитектора выразить тот или ин

ой ушедший и ставший историческим стиль, часто имеющий локальные признаки — флорентийского возрождения или французского рококо — оживило и обогатило облик Петербурга.

На смену наскучившим уже ордерным однообразием классицизму и ампиру приходят историзм и романтизм в архитектуре. Свобода, сложность и разнообразие архитектурных форм сочетается со стилистической точностью воспроизводимых исторических стилей.


Особняк Кельха является ярким представителем этого романтического направления в архитектуре.

Дом с фасадом в стиле барокко, принадлежавший некогда греческому консулу, в конце XIX века значительно перестраивается для новых владельцев из кругов крупных золотопромышленников молодыми и талантливыми архитекторами В.И. Чагиным и В.И. Шене, а завершается в начале XX века и К.К. Шмидтом, который и придал зданию окончательный вид.

Возможно благодаря родственным связям Карла Шмидта с Фаберже чета Кельхов могла позволить себе реплики императорских пасхальных яиц у известного ювелира. В России кроме них и, разумеется, самого царя, пасхальные яйца у известного ювелира имел возможность заказывать только нефтяной магнат Людвиг Нобель.


Выходящий на улицу фасад здания выдержан в стиле французского возрождения. Облицовка выполнена из натурально камня — в цоколе розоватого, а в верхних этажах желтого песчаника. Первый этаж оформлен рустом, второй — пилястрами ионического ордера между окон арочного типа. Второй этаж выделятся центральным эркером который симметрично дополняли боковые правый и левый эркеры. Правый эркер был разрушен во время Второй мировой войны и не был впоследствии восстановлен. Богато украшенный декором центральный эркер имеет развернутые боковые грани. Фронтон над эркером развитой сложной формы образует композиционное единство с аттиком, по обеим сторонам которого выстроена балюстрада, и который в свою очередь увенчан своеобразным портиком со скульптурой в нише. Высокая шатровая пирамидальная кровля с мелким чешуйчатым рисунком завершает композицию лицевого фасада.

Декоративное оформление интерьеров особняка детально проработано и исполнено в исключительно сложной технике. Все элементы, — камины, резные панели, живописные вставки, витражи, — тщательно проработаны и выдержаны в контексте своего стиля. Из их совокупности складывается удивительно правдоподобная историческая атмосфера нескольких эпох.

 

Парадная лестница и Вестибюль.

 

Особняк А.Ф. Кельха. Лепнина, скульптура, резной декор, алфрейная живопись, витражи, камины.

Парадная лестница

Потолок парадной лестницы оформлен живописными арабесками и гипсовой лепниной в ренессансном стиле. По изящной мраморной лестнице с грифонами посетитель попадает в роскошный вестибюль, украшенный скульптурами — копиями работ Кановы — «Пробуждение» и «Венера Италийская». Обратив взор вверх он увидит световой фонарь выполненный в виде витража в той же ренессансной манере. Переход из вестибюля в парадные залы выполнен в в виде ренессансной аркады с арабесками.

 

Белый зал.

 

Особняк А.Ф. Кельха. Лепнина, скульптура, резной декор, алфрейная живопись, витражи, камины.

Белый зал.

Дизайн интерьера этого роскошного зала выдержан в стиле барокко. Пилястры, обрамления дверей, и вся нижняя часть стены выполнены из мрамора. Стеновые панели декорированы лепниной из гипса в виде композиций, характерных для французского барокко.

Особую неповторимость интерьеру придает великолепный камин светло-серого итальянского мрамора, выполненный по эскизу Марии Львовны Диллон (1858–1932) в 1899 г. в итальянских камнерезных мастерских.

Мария Диллон — первая женщина в России, окончившая Академию художеств по классу скульптуры. Наибольшую известность и славу ей принес памятник В. Ф. Комиссаржевской (находящийся в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры), созданный в 1915 году и признанный одним из самых заметных явлений в художественной жизни России того периода. Камин Белого зала – более раннее произведение М. Л. Диллон, но не менее интересное. Сложный многофигурный барельеф камина «Пробуждение весны» — воплощает нежные чувства и счастливые моменты любви… Свидетельство выдающегося таланта скульптора-женщины.

 

Столовая.

 

Особняк А.Ф. Кельха. Лепнина, скульптура, резной декор, алфрейная живопись, витражи, камины.

Готическая столовая.

Реминисценция в готическом стиле. Стеновые панели, мебель, обрамление проемов и потолок выполнены из орехового дерева. Готические альковы стен, большой камин декорированы тончайшей работы резьбой с характерными для этого стиля скульптурами. Узкие окна украшают витражи с цветным стеклом, проходя через которые свет наполняет помещение сказочной атмосферой. Можно представить какое чудесное впечатление оказывало это помещение на посетителей, когда в его стенах начинал звучать орган, скрытый за антресолями.

Галерея Особняк А.Ф.Кельха в Санкт-Петербурге.

Читать также

Коллекции лепнины

Лепнина из коллекций и каталога